В засушливый период огород нуждается в обильном поливе. Чтобы не было проблем с орошением плодов и овощей, в саду используют поршневой насос или мотопомпу. Эти агрегаты очень популярны среди садоводов-любителей.
Их можно приобрести в строймаркете, однако, не все имеют возможность подключения к центральным сетям. Водяной насос и мотопомпа — идеальный выход из положения.
Содержание:
- Устройство и принцип работы мотопомпы
- Какую лучшую выбрать конструкцию
- Делаем поршневой насос
- Насос с мотором своими руками
- Подведем итог
Конструктивные особенности
Поршневой насос — элементарная конструкция для ручной закачки воды. Мотопомпа представляет собой насос, соединенный с мотором. В функцию мотопомпы входит как откачка жидкости, так и подача ее под напором. Топливом для двигателя может служить как бензиновая смесь, так и дизель.
Строение агрегата:
- Корпус;
- Поршень;
- Клапаны.
Корпус механизма представляет собой деталь цилиндрической формы из металла. Этот модуль можно смастерить из гильзы от дизельного мотора, а также из куска трубопроводной арматуры. Вы можете использовать и корпус гидроцилиндра, если такой есть в наличии.
Поршень изготовляется из любого подручного материала — древесины пластика или металла. Для уплотнения поршня применяются резиновые кольца. По виду данная конструкция напоминает обычный насос для велосипедных шин, только нагнетается в нем жидкость.
Клапаны — важная деталь водонасосного аппарата, так как от них зависит КПД агрегата. Обычно они изготовлены из эластичной и прочной резины.
Принцип работы
Принцип работы поршневого агрегата основан на засасывании жидкости внутрь цилиндра. Движение поршня выталкивает воздух из полости и создает условия для перемещения воды. Внутри корпуса расположен впускной клапан. Клапан выходной размещается на самом поршне. Для упрощения функционирования агрегата между модулями устанавливается пружина, притягивающая поршень к основанию корпуса цилиндра. «Мотором» в данном устройстве служит мускульная сила.
Смотрим видео, принцип работы агрегата, и что нужно знать перед запуском:
Принцип работы мотопомпы основан на действии центробежной силы, образующей внутреннее давление в полости цилиндра. Агрегат работает на двигателе внутреннего сгорания. Топливом для мотора служит бензин. Агрегат на бензине имеет невысокий ресурс мощности, зато отличается бесшумностью работы.
Какую помпу сделать?
Вопрос о типе водонасосного аппарата будет зависеть от глубины пролегания подземных вод:
- Если уровень залегания вод не превышает отметки 10 метров, следует смастерить неглубинный водяной насос.
- При залегании грунтовых вод ниже отметки 10 метров необходим глубинный насос.
В чем разница между этими помпами? По конструкции они одинаковы. Отличие состоит в длине штока, который у глубинного агрегата отличается увеличенной длиной.
Как сделать поршневой насос
Изготовление корпуса. Для этого подойдет кусок металлической трубы обхватом в 10 см и длиной до одного метра. Чтобы поршень мог свободно передвигаться в теле трубы, ее внутреннюю поверхность шлифуют наждачкой, прикрепленной к деревянной палке.
Теперь необходимо приварить к трубе крепления для рычага. Их можно сделать из стального уголка.
В теле трубы формируем отверстие для сливного «носика». Оно может размещаться в любой части корпуса.
Закрываем торец нижней части трубы металлической пластиной с помощью сварки.
Теперь очередь за верхней плоскостью трубы-цилиндра. Здесь не требуется сварка и надежное крепление, потому что покрышка будет выполнять функцию защиты от расплескивания жидкости. В покрышке должно располагаться отверстие для штока в форме щели: это необходимо для свободного перемещения штока.
Следующий этап создания водяной помпы своими руками — изготовление поршня с отверстиями для крепежа штока.
Шток можно сформировать из металлического стержня обхватом не больше сантиметра. Шток фиксируется к рычагу и располагается посередине поршня.
Смотрим видео, подробные этапы изготовления:
Рычаг поршня изготавливается из отрезка трубы сечением 3 см. Для эргономичности рычаг оборачивают изолентой или резиной.
Впускной клапан должен соответствовать диаметру цилиндра. Он изготавливается из прочной резины либо другого «тяжелого» материала. Чтобы клапан возвращался в исходное состояние, его фиксируют направляющей по центру.
Теперь осталось установить основной цилиндр на трубу. Чтобы конструкция имела прочность, цилиндры фиксируют опорами: приваривают к раме, расположенной на грунте.
Сборка конструкции выглядит так:
- Шток впускного клапана помещается в полость основания насоса;
- В цилиндр помещается поршень со штоком;
- К штоку крепится рычаг;
- Рычаг фиксируется кронштейнами.
Делаем вместе насос с мотором
Мотопомпа напоминает конструкцию из цилиндрического корпуса с патрубками. В теле цилиндра размещен винт, функция которого состоит в разгоне жидкости. Центробежная сила разгоняет воду по спирали, увеличивая давление, которое выталкивает рабочую жидкость под напором наружу. Разница в давлении «закачивает» новую порцию рабочей жидкости в тело цилиндра.
Предлагаем к рассмотрению конструкцию мотопомпы своими руками из велосипедного мотора и насоса от Камы.
Фиксацией мотора в этой конструкции является обычная велорама. Во втулку рамы крепится отрезок металлической трубы, далее устанавливаются топливный бак на пару литров и мотор. В качестве бака может применяться обычная банка из-под лакокрасочных изделий.
Мотор требует некоторой доработки, которая заключается в монтаже шкивов вместо сцепления. Также необходимо установить вентилятор для охлаждения двигателя.
Насосный модуль изготавливается из запасных частей к насосу марки «Кама». Схема конструкции выглядит так:
- Гайка;
- Покрытие насоса;
- Колесо;
- Прокладочный материал;
- Сам корпус;
- Покрытие подшипника;
- Винт;
- Втулка;
- Щит;
- Диск;
- Шайба;
- Подшипник;
- Шкив;
- Шпонка;
- Диск;
- Валик;
- Втулка.
Далее конструкция фиксируется на оси от прогулочной коляски для ребенка. Регулирующая рукоять устанавливается на рулевом управлении велосипеда, зафиксированном на раме. Запуск мотора осуществляется рывком шнура из полимерных материалов.
Регулировка оборотов двигателя производится с помощью рукоятки «газ», а остановка — с помощью тумблера. Максимальная мощность, на которую способен бензиновый мотор, — 5 550 оборотов в минуту.
Итог
Самостоятельное конструирование мотопомпы требует определенных технических знаний, умения разбираться в строении двигателя и принципах функционирования насоса. Сборка агрегата собственноручно обойдется в разы дешевле, чем покупка в строймаркете.
Относительно водяного поршневого насоса проблем не будет: конструкцию легко собрать самостоятельно. Полив небольшого дачного огорода вполне осуществим поршневым насосом. Для обеспечения водой из скважины требуется мотопомпа. На участках без центрального водопровода и электросетей наличие мотопомпы — насущная необходимость.